aconit2000@mail.ru 812 572-79-77 -
запись на прием |
Аконит. Легенды и факты.
Тот факт, что подавляющее большинство растений, используемых людьми в лечении различных недугов, было известно с глубочайшей древности, сейчас не вызывает ни у кого и тени сомнения. Подтверждением тому - памятники медицинской литературы, описывающих лекарственные растения и способы их применения.
Однако похвастать своим отображением в мифах и легендах - самом древнем способе изложения народных знаний - может далеко не каждое растение. Аконит находится среди таких привилегированных счастливцев.
Древние греки, а также позднее Плиний и Теофраст, считали, что аконит получил свое имя от названия городка Акон. Как гласит легенда, неподалеку от этого городка находился вход в Подземное Царство Аида, Царство Мертвых.
Стражем у врат был поставлен трехголовый пес Цербер (в другой транскрипции Кербер). Геракл, совершая свой одиннадцатый подвиг, вытащил Цербера на Свет Божий. И когда свирепый пес впервые увидел солнце, у него от ужаса потекла из всех трех пастей ядовитая слюна. Капли слюны, падая, касались земли и превращались в прекрасный цветок, названный аконитом. Таким образом, борец унаследовал от слюны Цербера потрясающую ядовитость, а от близлежащего местечка - название.
В изложении Н.А. Куна этот эпизод приобретает замечательную художественную форму:
…Могучий Геракл все сильней и сильней сдавливал ему (псу) шею. Наконец, полузадушенный пес Аида упал к ногам героя. Геракл укротил его и повел из царства мрака в Микены. Испугался дневного света Кербер; весь покрылся он холодным потом, ядовитая пена капала из трех его пастей на землю; всюду, куда капнула хоть капля пены, вырастали ядовитые травы.
Чаще всего в книгах, посвященных борцу можно найти отрывок из “Метаморфоз” римского поэта Овидия.
...Вывел. А тот, разъярясь, возбуждаемый бешеной злобой,
Громким лаем тройным одновременно воздух наполнил
И по зеленым лугам разбросал белесую пену.
Пена пустила ростки, говорят, и, влагу впивая
Из плодоносной земли, получила зловредную силу.
Этот живучий цветок, растущий на твердых утесах,
Жители сел аконитом зовут.
И если, читая эти сроки, можно лишь насладиться красотой слога великого римлянина, то другая часто употребляемая ссылка на Овидия вызывает сомнения.
Речь идет об эпизоде, в котором колдунья Медея, обманом ставшая царицей и женой Эгея, для того, чтобы удержать трон в своих руках, решает отравить героя Тесея – сына царя Эгея. С этой целью Медея на пиру посылает Тесею кубок, отравленный ядом. В публикациях мы находим мнение, что кубок был отравлен аконитом, при этом авторы ссылаются на Овидия.
Если допустить, что данный факт и в самом деле имел место, то использование аконита в качестве яда вполне вероятно. Если же обратиться к хронологии событий, излагаемых в мифах, то данный факт полностью исключается: появление аконита из слюны Цербера произошло гораздо позднее, чем террористический акт Медеи против Тесея.
Считают также, что ядовитой слюну сделала богиня смерти и повелительница Царства Мертвых Геката, которая и приказала Церберу охранять вход во владения Аида. Поэтому богиня Геката покровительствует акониту.
В этой связи необходимо заметить, что известный гомеопат Фаррингтон выдвигает другую теорию происхождения названия борца. Он считает, что слово “аконит” в переводе с греческого означает “без пыли” или “беспыльный”, отражая тем самым особенность произрастания некоторых видов борцов на склонах гор, где постоянные ветра не дают задерживаться пыли.
Другая легенда, в которой фигурирует борец, принадлежит другому народу - германцам. Они считали, что бог Тор в своей борьбе с волком использовал аконит. Есть предположение, что отсюда пошло русское название аконита - борец (или бориц). Этот же факт вероятнее всего послужил причиной латинского названия одного из видов борца – Aconitum lycoctonum. Такого же мнения придерживался Диоскорид.
Интересно, что упоминание об этом виде аконита мы встречаем в тибетском трактате “Чжуд-ши” (XII в), а средневековый армянский врач Амирдовлат Амасиаци (XV в) в своей книге “Ненужное для неучей” даже приводит следующие наблюдения:
§818. Ханиг эл намр - “барсодушитель”, дороникум ядовитый. ... Бога ради, не пей его сока, он ядовит! Если листья его растолочь с салом, смешать с хлебом и дать съесть лисице или собаке, или барсу, или волку, или свинье, то они в тот же миг подохнут.
... Это растение, которое именуют “волкодушителем”. А если съедят его домашние животные или дикие звери, свинья или волк, то оно задушит их и быстро убьет, И говорят, что оно происходит из рода волчеягодника. А некоторые говорят, что это морской лук или морозник. Но это неверно. Ромеи называют его агунитин. И армяне называют его унии хот.
§ 819. зэп - “волкодушитель”, аконит.
Он называется также гатели зэп, т.е. “убивающий волка”. Он похож по действию на “барсодушитель”. Подобно ядовитому доронику он быстро убивает волка. И достоверно, что это “черный морозник”... Если его растолочь, посыпать на сырое мясо и дать съесть волку, то он сразу подохнет.
Мы видим, что у Амасиаци не упоминается поединок Тора с волком. А название “волкодушитель”, “волкобойник” пошло от хищника, на котором был испытан яд. Однако, учитывая мифы германцев, нельзя пренебрегать предположением, что “подопытным животным” волк был выбран не случайно.
Еще несколько интересных наблюдений Амирдовлата Амасиаци, не касающихся непосредственно взаимоотношений человека с борцом:
§ 2487. Пэш мушиай - аконит репообразный (А. napellus, прим. А.А.). Он растет рядом с другими видами аконита. А с каким бы деревом не рос рядом аконит, это дерево перестает плодоносить... Его называют пэш муш, ибо есть животное по имени пэш муш, похожее на мышь, которое живет у корней этого растения”.
§ 2486. Пэш - аконит.
... Есть птица, которую тюрки зовут плтрчин, т.е. перепелкой, которая всегда, ест аконит, и по той причине тюрки именуют это растение плтрчин авти. И мышь так же ест это растение....
Интересно, что Амасиаци пишет: “... ромеи называют его агунитин”. Иными словами, нынешнее видовое название борец ведет именно из Южной Европы. Впрочем, это не означает, что с этим регионом связаны наиболее старые традиции медицинского использования борца. Лечение борцом тяготеет к Азии, и это станет понятно в ходе дальнейшего повествования.
Мной уже был упомянут тибетский трактат “Чжуд-ши”, датируемый XII веком, авторство которого, по восточным традициям, приписывается Будде Шакьямуни, то есть божеству. Впрочем, существует и реальный автор - Ютог Йондан - гонпо. Оно принадлежит выдающемуся врачу Тибета, впервые положившему слова Тайного Устного Наставления на бумагу.
В “Чжуд-ши” упоминается несколько отдельных видов и собирательных образов аконита, а именно:
1. bong-nga dkar-po, борец разнолистный, Aconitum heterophyllum, используемые части - корни и трава. Это самый упоминаемый вид не только среди борцов, но и среди всех прочих растений, вошедших в “Чжуд-ши”. Борец не ядовит и относится к секции Anthora.
Эта секция очень своеобразна и интересна. Особенность борцов (представитель Aconitum anthora), принадлежащих к этой секции, заключается в их высокой антитоксической активности, позволяющей использовать их как противоядие при отравлении борцом ядовитым. Это связано с тем, что все части этих борцов содержат минимум аконитинов (ядовитые алкалоиды) и максимум безвредного анторина, являющегося естественным антагонистом аконитинов.
2. bong-nga dmar, борец (красный), Aconitum Lycoctonum, используемая часть - корни. Это тот самый борец - “волкодушитель”, о котором писал Амирдовлат Амасиаци, и упоминалось в легенде о боге Торе. По сути дела, это целая секция, называемая Lycoctonum и включающая в себя несколько видов и родов борца.
3. bong-nga ser борец (желтый), Aconitum luridum, используемые части - корни. Борец желтый — представитель секции Anthora. Упоминается в “Чжуд-ши” дважды. Позднее борец желтый будет рассмотрен также в связи с именем Амасиаци.
4. bong-nga sngon-po, борец (синий), Aconitum spp. Уже из цветовой принадлежности понятно, что это собирательный вид, объединяющий все синецветковые борцы, относящиеся к секциям Lycoctonum, Napellus и Catenatae.
5. bi-sha nag-po, борец (черный, ядовитый), Aconitum spp. Опять-таки собирательный вид, по всей вероятности, включающий в себя только ядовитые секции, то есть Napellus и Catenatae. Причем, представители этих секций различаются лишь числом корнеклубней, и, по предложению В. Ворошилова, объединены в одну секцию - Napellus.
Есть определенные основания предполагать, что bi-sha, кроме собирательного смысла, несет в себе информацию о конкретном растении - борце диком, Aconitum ferox. Этот борец, многократно превосходящий ядовитостью своих сородичей, произрастает исключительно в высокогорьях Гималаев, в субальпийской зоне, на высоте 3500 - 4000 метров над уровнем моря. Географические особенности произрастания А. ferox как раз и позволяют его идентифицировать с bi-sha, так как Гималаи примыкают вплотную к Тибету, отделяя его от Индо-Гангской равнины.
Такую точку зрения подтверждает тот факт, что в Индии А. Ferox, которым в старину отравляли боевые стрелы и копья, и сейчас называют “биш” или “бикх”, а также “наби”.
Кроме того, в состав одного из сильнейших лекарств японской народной медицины, известного под названием “Како-буши-мацу”, входит растение “буши”. Не правда ли, очень созвучно: буши - биша - биш? Действительно, в результате проведенных недавно исследований японские ученые доказали, что обезболивающий и противовоспалительный эффект “како-буши-мацу” связан со специфическим действием алкалоидов аконитиновой группы: аконитина, мезаконитина и гипаконитина (44).
Каких-либо мифов или легенд в “Чжуд-ши” не приводится, так как трактат преследовал сугубо медицинские цели. Однако в “Списке иносказаний и сокращений” к русскому переводу “Чжуд-ши” можно найти следующие эпитеты, адресованные борцу:
“Великое лекарство”- борец ядовитый;
“Главные из трав” - борец разнолистный и шлемник байкальский;
“Один цветок” - цветок борца синего;
“Три борца” - борец разнолистный, борец ликоктонум и борец люридум.
Один только тот факт, что аконит попал в иносказания и сокращения говорит о широте и частоте его использования средневековыми врачами Востока. А почетное имя “Великое лекарство” говорит само за себя и очень созвучно старому русскому народному названию борца - Царь-зелье:
Теперь хочется вернуться к третьему из аконитов, упомянутых в “Чжуд-ши” - борцу желтому, bong-nga ser. Вопрос, почему Aconitum luridum в трактате именуется “желтым”, отпадает сам собой, стоит лишь взглянуть на этот цветок - у него желтые лепестки. Как уже упоминалось, белый или желтый цвет лепестков относит борец к секции Anthora, реже Lycoctonum. Вот что пишет о нем Амирдовлат Амасиаци:
“...есть растение, которое на тюркском языке называется “пеганпар чичаки”. Оно растет в горах, а также в долинах. Его цветок белый и мелкий, а листья также мелкие и многочисленные. А корень его черный-пречерный, похожий на корень сыти, но крупнее его. Он густо покрыт тонкими волосками и внутри красноватый, а снаружи имеет плотную и черную кору. Он бывает как крупнее, так и мельче корня сыти. И учителя медицины называют это растение “анталайи савтай”. О нем написано на “Айб”. И говорят, что это чатвари анталиси. Оно оказывает то же действие, что и зедоарий. Оно растет в стране ромеев, в Македонии, в окрестностях Константинополя и по берегам Черного моря”.
Как видно из цитаты, Амасиаци уподобляет действие желтого борца действию зедоария, который в свою очередь имеет весьма широкий спектр показаний в основном детоксического характера.
Огромное количество названий, приводимых Амирдовлатом Амасиаци на разных языках можно дополнить еще несколькими. А именно: “Уу-коргошун” и “агкарппи”. Так называют борец казахи, и в переводе это означает “ядовитый свинец”. Кроме того, аконит называют “иссык-кульским корешком”.
Татьяна Демьяновна Попова, киевский доктор-гомеопат, упоминает также названия “каска”, “капюшон монаха”, на Западной Украине - “туйка”, народная интерпретация польского названия борца - туя полонинская, или тоядь (не путать с растением Туя западная – Tuja occidentalis).
Названия “шлем-цветок” (Helmet-flower), “капюшон монаха” (Monkshood.), “синяя ракета” (В1ие rocket), а также тунг (Thung) – названия борца в англоязычных странах.
В медицинском справочнике Стедмана выделено несколько собирательных видов аконита, получивших свое название от региона произрастания, а также проводятся параллели между ними и фиксированными ботаническими видами:
1. Борец японский (синоним китайский) - ранее ассоциировался с А. Fisheri (Regel.), однако в настоящее время приравнивается к А. uncinatum, var. Faponicum (Regel.), а также А. volubile (Pallas).
2. Борец индийский (синоним непальский), упоминавшийся как “биш” (“бикх”) или “наби”, ассоциируется с А. Ferox и А. laciniatum. Кроме того, есть другой вид индийского борца, именуемый “мори”, приравниваемый к А. chasmanthum (Staph.) и А. spicatum.
3. Борец русский – A. orientale. Необходимо отметить, что русским в данном случае называют аконит, произрастающий в Крыму и Бессарабии (территория Молдовы). В то же время, наверное, нигде на Земле нет места, столь богатого на акониты, как Дальний Восток России.
В завершении главы - несколько коротких исторических фактов, свидетельствующих о сильнейшей ядовитости аконита.
Одно только обладание корнем борца в некоторых странах по закону каралось смертью.
Сок растения многими народностями использовался для приготовления отравленных стрел. Это не удивительно, потому что алкалоиды аконита по своему действию напоминают яд кураре, используемый индейскими племенами Южной Америки с той же целью.
Греки использовали сок аконита для приведения в исполнение смертных приговоров, как и сок цикуты и болиголова, которыми был отравлен Сократ. У ионийцев, населявших остров Хиос (Греческий архипелаг), существовал обычай, согласно которому старые и немощные граждане, не имевшие сил приносить пользу государству, должны были принять яд, в состав которого входил аконит.
главная страница | книги и статьи | справочник растений | заказ трав | контакт |