ник: Титенков И.В.
Дорогие мои коллеги, я не стал разграничивать понятия проводимости и возбудимости проводящей системы сердца, поскольку в контексте поставленных мной вопросов, это ровным счетом ничем нам не помогает. Как вам известно, в период возбуждения клетка не восприимчива к другим импульсам и именно это её свойство стало называться рефрактерностью. В свою очередь функция проводимости зависит от величины возбудимости клеток сердца и их состояния в определенный момент времени по отношению к периоду этой самой рефрактерности. Таким образом, возбудимость лишь обязательный и важный этап в процессе проведения импульсов возбуждения по проводящей системе сердца.
Теперь, собственно к боярышнику. Наиболее важными биологически активными веществами в составе боярышника являются флавоноиды и процианиды (Вайс Р.Ф., 2004). Именно за счет различия в количественном соотношении данных веществ в различных частях растения мы получаем более выраженным тот или иной терапевтический эффект (Barnes J. et al., 2007; Tassell M.C. et al., 2010). Так известно, что в цветках преобладают флавоноиды, которые оказывают преимущественное влияние на обмен веществ в миокарда (Вайс, 2004) и выраженное спазмолитическое действие (Мамчур Ф.И., 1984). Хотя справедливости ради надо заметить, что по содержанию одного из основных компонентов флавоноидной фракции в боярышнике – гиперазида, плоды всё же превосходят цветки (Barnes J. et al., 2007). Антиаритмическое действие флаваноидов боярышника, согласно Справочника Видаль, обусловлено влиянием на калиевый обмен. Действительно, экспериментально продемонстрировано, что экстракт боярышника, за счет блокады ионных каналов, удлиняет рефрактерный период и увеличивает продолжительность потенциала действия и благодаря этому реализует свое антиаритмический действие (Muller, 1999). Кроме того, гликозиды боярышника повышают тонус блуждающего нерва (Verma S.K., 2007), что по мнению составителей справочника Видаль, и является одной из причин отрицательного хронотропного действия препаратов боярышника.
Что касается адреноблокирующего эффекта, подмеченного Андреем Николаевичем, то он больше присущ процианидам. В связи с кажущимся противоречием указанного эффекта с общим положительным инотропным влиянием препаратов растения на миокард надо заметить, что по данным немецких авторов, улучшение сократимости сердечной мышцы обусловлено не прямым дигиталисоподобным действием, а опосредованным влиянием на контрактильную функцию сердца через улучшение энергетического обмена (Вайс, 2004).
С уважением ко всем читающим, Титенков И.В.