aconit2000@mail.ru

812 764-53-52 - запись на прием
812 373-52-75
812 572-79-77
921 795-02-95 - справки

 

Логин

Пароль

 

 

Применение препаратов аконита в средневековой армянской медицине.

Алефиров А.Н.

ключевые слова: аконит, армянская медицина, Амирдовлат Амосиаци

 


Книги

Царь-зелье Аконит
© Алефиров, Санкт-Петербург,

©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2001

Полная энциклопедия гомеопатии
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2001

Мастопатия. Лечение травами
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©ИД "Весь", Санкт-Петербург, 2002

Рак. Я объявляю тебе войну!
© Алефиров, Санкт-Петербург,
©"Невский проспект", 2003

Фитотерапия заболеваний щитовидной железы,
© Алефиров, Санкт-Петербург, 2008,
(new!)

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

 

ЦАРЬ-ЗЕЛЬЕ АКОНИТ

Уже из названия главы ясно, что изложенный ниже материал почерпнут мной из книги выдающегося армянского врача Амирдовлата Амасиаци “Ненужное для неучей”.

Немного о книге и ее авторе. Амирдовлат Амасиаци родился в конце 20-х годов XV века в семье армянина Еши в городе Амасия, являвшемся некогда столицей Понтийского царства.

Свое образование Амирдовлат получил в Амасийской и Себастийском медицинских школах, завершив его в 50-х годах в Константинополе, когда ему было присвоено звание “бжшкапета” (ученого медика).


электронная библиотека на ТРАВОЛЕКАРЕ

 

 

После этого были годы плодотворного труда (написано несколько книг), почестей и изгнаний. Амирдовлат Амасиаци был главным хирургом-окулистом Мухаммеда II. По навету недоброжелателей на многие годы попал в опалу. Но, в конце концов, был вновь призван ко двору, что явилось доказательством его выдающихся способностей.

Умер Амирдовлат Амасиаци 8 декабря 1496 года в Бруссе, в 20 км от Мраморного моря, увенчанный славой и окруженный целым сонмом учеников (59).

Амирдовлатом Амасиаци были написаны книги: в 1459 году - “Учение медицины” и первый “Ахрабадин”, в 1466-1469 годах - “Польза медицины”, в 1481 году - второй “Ахрабадин”, в 1478-1482 годах - “Ненужное для неучей”.

Как видно из хронологии, “Ненужное для неучей” - последняя из книг Амирдовлата Амасиаци и поэтому содержит наиболее зрелые мысли автора, а также наиболее полную информацию о лекарственных средствах самого различного происхождения.

Структурно книга представляет собой справочник, в котором в алфавитном порядке приводятся статьи о лекарственных средствах. Это, прежде всего, растения, затем минералы и продукты животного происхождения. Статьи включают в себя описание растения, его интересные особенности в произрастании и взаимоотношениях с окружающей флорой и фауной и, главное, лекарственные свойства. Для ядовитых средств приводится токсикологическая характеристика. Названия растений, минералов и животных даются на нескольких языках.

Аконит в книге “Ненужное для неучей” занимает куда более скромное место, чем в “Чжуд-ши”. Это лишний раз доказывает, что применение борца является более традиционным для Юго-Восточной Азии, а также и то, что со временем (книги разделены тремя столетиями) теряются многие рецепты народной медицины.

Не смотря на сравнительно небольшую частоту упоминания аконита, нельзя не заметить, что у Амасиаци выделены те же виды и секции борца, что и в “Чжуд-ши” - А. anthora, а. lycoctonum, а. napellus. Показания к применению также нередко совпадают.

Aconitum anthora (противоядный) упоминается в книге в трех параграфах: 154, 1585 и 3046.

В § 154 приводятся армянские и тюркские названия аконита противоядного: Анталайи савта (“черный цитварный корень”), чатвар, пагампар чичаки и чатвари андалиси.

Дается краткое описание:

“Цветок его белый и душистый, а корень похож на корневище сыти, но крупнее его”.

§ 1585 посвящен растению зедоарий (Curcuma zedoaria Rosc.), также называемому Амирдовлатом Амасиаци “чатвар”. Свойства зедоария сводятся к следующим:

1. Лечение любых отравлений;

2. Лечение всевозможных болевых синдромов;

3. Купирование задержки мочеиспускания, лечение язв мочевого пузыря;

4. Лечение различных опухолей (возможно, имеются в виду отеки);

5. Лечение чумных бубонов;

6. Лечение скрофул;

7. Наружное применение для отторжения некротизированных тканей;

8. Лечение сердечной недостаточности;

9. Лечение желтух разного генеза;

10. Наружное применение для лечения геморроя;

11. Лечение трехдневной лихорадки (малярия);

12. Лечение общего истощения организма;

13. Наружное применение для лечения белого лишая и проказы;

14. Лечение болезней глаз “слизистой природы” (слизь как доша).

Как видно из перечня, показания для применения зедоария очень широки. Амасиаци пишет: “Ученые врачи говорят, что это лекарство помогает от 120 болезней и приносит большую пользу”.

Казалось бы, воздадим заслуженную хвалу зедоарию, однако, причем здесь борец противоядный? Вот причем (продолжаю цитировать Амирдовлата из того же параграфа):

“Но знай же, брат, что есть растение, называемое “пеганпар чичаки”. Оно растет в горах, а также и в долинах. Его цветок белый и мелкий, а листья также мелки и малочисленны. А корень его черный-пречерный, похожий на корень сыти, но крупнее его. Он густо покрыт тонкими волосками и внутри красноватый, а снаружи имеет черную и плотную кору. Он бывает как крупнее, так и мельче корня сыти. И учителя медицины называют это растение “анталайи савтай” (Aconitum anthora, примечание автора). О нем написано на "Айб". И говорят, что это чатвари анталиси. Оно оказывает такое же действие, что и зедоарий. Оно растет в стране ромеев, в Македонии, в окрестностях Константинополя и по берегам Черного моря".

Соотнося показания к применению зедоария с таковыми для противоядного борца, становится ясным, что спектр действия последнего весьма широк. В этот список входят многообразные заболевания (а не только отравления, как в “Чжуд-ши”), относящиеся по древней классификации как к “болезням холода”, так и к “болезням жара”. Этот факт можно объяснить лишь тем, что у Амасиаци смешались показания к применению двух разных секций борца - Anthora и Napellus. Тем более, что представители относительно ядовитой секции Lycoctonum, например, борец бело-фиолетовый (А.albo-violaceum), имеют иногда белые цветки.

И, наконец, в § 3046 приводится еще одно название аконита противоядного - "Тавра".

Следующий вид борца, описанный Амасиаци - борец реповидный (Aconitum napellus), который, как известно, дал название целой секции аконитов, объединяющей ядовитых представителей. Аконит реповидный упоминается в книге в пяти параграфах: §§ 818, 819, 1386, 1390, 2487. Первые два параграфа я цитировал в первой главе (Легенды и факты). В §§ 1386 и 1390 Амасиаци приводит два названия борца реповидного - гатэл ул намр (волкоубийца) и гател ул зэп (барсоубийца).

В § 2487, на который уже есть ссылка в первой главе, мы, наконец, находим показания к применению борца реповидного:

1. Наружно при проказе, витилиго и экземе;

2. Применение в качестве противоядия практически от всех ядов.

Как видим, весьма скромно.

В указателе латинских названий, сопровождаемом издание “Ненужного для неучей”, цитируемое мной, приводится также А.lycoctonum со ссылкой на §§ 818 и 819. Позволю себе все же не согласиться с этой ссылкой, так как в указанных параграфах обсуждаются ядовитые виды с клубнеобразным корнем, что не соответствует описанию А.lycoctonum: малоядовитый, с корнем в виде извитой пластины с отходящими от него множественными волосовидными отростками.

Последний из видов аконита в "Ненужном для неучей" - борец ядовитый (А.ferox). Вот что пишет Амасиаци в § 1585:

“Это ядовитое лекарство. Которое индусы называют пэс, - по-арабски называется пэш, ибо в индийском языке нет буквы “Ша”. Этот аконит принадлежит к числу самых сильных ядов, против которых бессилен даже терьяк”.

§ 2486:

“Если растолочь аконит, приготовить припарки и приложить к экземе, то удалит ее. А также он очень полезен при проказе. Если смешать с лекарственными кашками и дать съесть, то принесет много пользы, с Богом”.

Комментарии к материалу по применению борца ядовитого, по всей вероятности, излишни.

Амасиаци указывает точный регион произрастания ядовитого аконита:

высокая гора Гарачил, разделяющая Индию и Китай. Такие детали позволяют идентифицировать гору с одной из вершин Гималаев, регион произрастания - с Тибетом, а сам борец - с Aconitum ferox (борец дикий).

Подводя итог главе, можно выделить следующее:

1. Использование борца в средневековой армянской медицине более ограничено, нежели на Тибете.

2. Наиболее широкими показаниями характеризуется борец противоядный, тогда как в “Чжуд-ши” - борцы разнолистный и ядовитый.

3. Положительная сторона книги Амирдовлата Амасиаци в том, что он указывает точные дозировки лекарственного вещества.

 

© Алефиров А.Н., 2001